МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕРБЕНТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

(ШКОЛА-ИНТЕРНАТ) ИМ.В.А.ЭМИРОВА

Дагестанские кадеты – России верные сыны!

 

 

                «Принята»                                                                                                 «Утверждена»

    Педагогическим советом                                                            Директор     МБОУ ДКК

       от «26» августа 2021г.                                                           Генерал-майор __________ Шахбанов А.Б.

                                                                                                             от «27» августа 2021г.

 

 

Рабочая программа воспитания

 

 

 

 

 

 

Дербент, 2021г.

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ:

 

 

  • Пояснительная записка                                                                        стр.3-4

 

  • Особенности организуемого в кадетском корпусе воспитательного процесса                     

                                                                                                                            стр. 5-9

  • Цель и задачи воспитания                                                            стр. 10-14

 

  • Виды, формы и содержание деятельности                                стр. 15 – 35.

 

  • Основные направления самоанализа воспитательной работы       стр. 36 – 39.

 

 

К программе ежегодно прилагается:

  • Приложение № 1: календарный план воспитательной работы по уровню основного общего и среднего общего образования.

 

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа воспитания (далее – Программа) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» имени Героя Советского Союза В.А. Эмирова (далее – Кадетский корпус) разработана на основе Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

Программа является обязательной частью основной образовательной программы основного общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования, реализуемых в Кадетском корпусе.

 

Программа направлена на:

  • личностное развитие кадет, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира;
  • приобщение кадет к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе;
  • гармоничное вхождение кадет в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми;
  • скоординированность действий воспитателей и педагогических работников по воспитанию кадет;
  • реализацию      воспитательного       потенциала      Кадетского       корпуса, совместной деятельности воспитателей, педагогов и кадет;
  • достижение кадетами личностных результатов, указанных в основных образовательных программах;
  • формирование основ российской идентичности;
  • готовность к саморазвитию;
  • мотивацию к познанию и обучению;
  • ценностные установки и социально-значимые качества личности;
  • активное участие в социально-значимой деятельности.

 

Программа включает в себя четыре раздела:

 

Раздел № 1: «Особенности организуемого в Кадетском корпусе воспитательного процесса».

Данный раздел кратко описывает особенности деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания; особенности его расположения и социального окружения; потенциал системы кадетского образования г.Дербента, иных учреждений-партнеров. Особенности контингента обучающихся и режима проживания и обучения.

 

 

Раздел № 2: «Цель и задачи воспитания»

Данный раздел отражает сформулированную на основе приоритетных для Кадетского корпуса ценностей, цель воспитания и задачи, которые Кадетский корпус решает для достижения этой цели.

 

Раздел № 3: «Виды, формы и содержание деятельности».

В данном разделе указано, каким образом осуществляется достижение поставленных цели и задач воспитания, включает:

·Инвариантные модули

  • «Классное руководство»
  • «Школьный урок»
  • «Курсы внеурочной деятельности»
  • «Самоуправление»
  • «Профориентация»
  • «Работа с родителями»

·Вариативные модули

  • «Ключевые дела и мероприятия»
  • «Основы кадетского воспитания»
  • «Военная составляющая кадетского образования»
  • «Экскурсии, экспедиции, походы»
  • «Организация предметно-эстетической среды»
  • «Дополнительное образование».

Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания, соответствует одному из значимых направлений воспитательной работы Кадетского корпуса, направлен на достижение результатов освоения образовательных программ основного и среднего общего образования.

 

Раздел № 4: «Основные направления самоанализа воспитательной работы»

Данный раздел представляет, каким образом в корпусе осуществляется самоанализ организуемой воспитательной работы, то есть в нём отражается перечень основных направлений самоанализа, его критерии и способы его осуществления.

 

 

Раздел № 1.

Особенности организуемого в Кадетском корпусе воспитательного процесса.

 

Кадетский корпус располагается в Республике Дагестан– городе Дербенте. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» имени В.А.Эмирова был создан Постановлением Главы Администрации  17 августа 2000 году. №68/6.

В 2016 году Кадетскому корпусу присвоено имя Героя Советского Союза ст.лейтенанта Валентина Аллахияровича Эмирова.

В январе 2001 года Кадетский корпус гостеприимно раскрыл свои двери для ребят, которые хотят себя посвятить не только служению Отечеству на военном и гражданском поприще, но и просто стать настоящими мужчинами, закалить и воспитать себя в крепкой и дружной товарищеской среде. А для этого в корпусе созданы все условия от жилищно-бытовых до образовательных. Наличие современной учебной базы позволяет командирам воспитателям и педагогическому коллективу давать ребятам знания в соответствии с требованиями образовательных стандартов. К тому же учителя имеют в основном высшую и первую категорию и большой стаж работы в образовательных учреждениях. Воспитанием кадет занимаются опытные офицеры, которые прошли большую школу служения Отечеству, имеющие боевой опыт и опыт работы с людьми, передают свои знания подрастающему поколению.

За время своего существования корпус произвел  17 выпусков, более 65% выпускников поступили в высшие учебные заведения страны, из них более половины выпускников поступили в Высшие военные учебные заведения. Это поистине хороший показатель качества обучения кадет, и по праву жители г.Дербент,  и районов Южного Дагестана  считают корпус элитным учебным заведением, попасть в который мечтают будущие защитники нашей Родины.

Созданная система обучения и воспитания кадет позволяет реализовывать себя в различных областях. На протяжении многих лет воспитанники корпуса показывают высокие результаты на городских, республиканских, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, становясь победителями, призерами и лауреатами.

Постановлением Главы Администрации Городского Округа «город Дербент» №348 от 01.07.2021г. создан Муниципальный (Зональный Центр Военно-Патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе ГО «город Дербент на базе МБОУ «Дербентский кадетский корпус (школа-интернат)» им.В.А.Эмирова.

 

 

Спортивными достижениями молодых защитников Родины можно только гордиться. Его воспитанники в отдельных видах спорта неоднократно становились чемпионами и призерами города Дербент, Республики Дагестан и Южного федерального округа.

 

Активно воспитанники корпуса участвуют в культурной и общественной жизни учебного заведения, г. Дербент, Дербентского района и РД. Кадеты представляют корпус на различных конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности, принимают активное участие в мероприятиях военно- патриотической и гражданско-патриотической направленности. Практически на всех мероприятиях кадеты дербента– желанные гости. Они украшают мероприятия своей элегантностью и дисциплинированностью. Духовой оркестр с совсем юными исполнителями  знают и любят жители города Дербент, тепло приветствуют на праздниках и мероприятиях.

Кадеты в 2018г.представляли РД на III  Международном Кремлевском Кадетском Бале г.Москва.

В корпусе проводится большая работа по военно-патриотическому воспитанию кадет как во время уроков, так и во внеурочное время. Кадеты посещают музеи, подразделения Службы в г.Дербент (Дербентский Краснознаменный Пограничный Отряд ) Росгвардии и Каспийской Флотилии. Встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами и участниками боевых действий и локальных войны, изучают вооружение и технику вооруженных сил и подразделений специального назначения, занимаются строевой подготовкой. Воспитанники Дербентского кадетского корпуса со дня основания являются бессменными участниками парада Победы г.Дербент.

Системные особенности:

  • предоставление жителям возможности выбора варианта получения доступного и качественного общего образования при педагогически обоснованной, психологически комфортной и содержательно наполненной жизнедеятельности для способных и одаренных детей, независимо от места их проживания на территории Российской Федерации и социального положения их семей;

 

 

  • удовлетворение потребности своего города, района в государственно-мыслящих людях с развитым чувством ответственности за судьбу страны, республики и свою собственную судьбу;
  • культивирование ценностей и традиций российских кадетских корпусов, основанное на изучении исторического опыта, его переосмыслении и применении в современном социально-культурном и образовательном контексте;
  • обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе (статья 86 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ);

  • организация жизнедеятельности (круглосуточное проживание казарменного типа, питание, комплексное сопровождение кадет; самообслуживание).

 

Корпусные особенности:

В кадетском корпусе сформировался престиж интеллектуального и спортивного развития, педагогический коллектив и обучающиеся ориентированы на достижение высоких образовательных результатов. В то же время образование в Кадетском корпусе – это не только процесс усвоения знаний и умений, но и процесс развития личности кадета, формирования в нем духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

Важнейшим направлением в системе воспитания кадет является военизированная составляющая, реализуемая через сохранение традиций Вооруженных Сил РФ (иерархия должностей, субординация, выполнение обязанностей), изучение истории Отечества, система еженедельного информирования во взводах, проведение смотров-конкурсов художественной самодеятельности, встречи с ветеранами войны и труда, воинами- интернационалистами, офицерами-пограничниками, традиционное участие в мероприятиях города и РД, посвящённых празднованию Дня Победы. Большую роль в жизни корпуса играет орган кадетского самоуправления — Коллегия кадетской чести. Члены Коллегии являются инициаторами многих оригинальных идей по организации мероприятий во всех сферах внеурочной деятельности.

Военизированная составляющая как неотъемлемая часть кадетского образования, включает в себя ряд организационных механизмов, которые можно поделить на четыре блока:

  1. внутренний порядок в кадетском корпусе, правила и нормы взаимоотношений, символы, ритуалы и традиции;
  2. права и обязанности воспитанников и офицеров-воспитателей, система поощрений и взысканий;

 

 

  1. традиционные мероприятия и ритуалы военизированного характера (церемонии, смотры, парады и т. д.);
  2. строевая подготовка.

Одним из элементов военизированной составляющей является Школа младших командиров. С кандидатами на должность младших командиров (командиров отделений, заместителей командиров взводов) проводятся занятия по воинским уставам, строевой, физической подготовке, зачёты по изученному материалу. Кадеты, успешно сдавшие зачёты, приказом директора Кадетского корпуса назначаются на должности и получают специальные кадетские звания.

Процесс воспитания в Кадетском корпусе основывается на следующих принципах взаимодействия командиров-воспитателей, педагогов и обучающихся:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и кадета, соблюдение конфиденциальности информации о кадете и семье, приоритета безопасности кадет при нахождении в кадетском корпусе;
  • ориентирование на создание в Кадетском корпусе психологически комфортной среды для детей и взрослых;
  • насыщенность воспитательной деятельности и воспитательной среды Кадетского корпуса аспектами (делами, символами, ритуалами) гражданско- патриотического и духовно-нравственного смысла;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в Кадетском корпусе детско-взрослых коллективов, которые объединяют кадет, командиров-воспитателей и педагогических работников общими устремлениями, яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • принцип сочетания авторитарного и демократического стилей отношений и общения между кадетами и работниками.

 

Особыми традициями воспитания в Кадетском корпусе являются:

  • выделение в качестве основного коллективного субъекта воспитания коллектива (взвода) и кадетской роты, объединяющей параллель классов (или классов одной возрастной группы);
  • осуществление воспитательной деятельности офицером-воспитателем (командиром взвода), старшим офицером-воспитателем (командиром роты), классным руководителем, которые реализуют как общие, так и специфичные для каждого функции;
  • выделение в качестве стержня годового цикла воспитательной работы корпусных традиционных мероприятий и ключевых дел, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий работников корпуса и кадет;
  • проведение традиционных корпусных мероприятий на основе соответствующего отработанного ритуала;
  • ключевые дела разрабатываются, проводятся и анализируется коллективно;

 

 

  • соблюдение своеобразного внутреннего порядка и уклада, определяемого рядом оснований: распорядком и режимом жизнедеятельности; особыми порядками, нормами, правилами, – каждое из которых имеет свой воспитательный потенциал;
  • использование в работе символических текстов и нормативных сборников, определяющих статус и облик кадета, нормы и правила его поведения, основы его отношений (Клятва кадета, Кодекс чести российского кадета, Заветы кадет и т.п.);
  • опора на мощный нравственный потенциал кадетских заветов, символов, ритуалов традиций, насыщенных идеями, принципами, смыслами гражданско- патриотического и духовно-нравственного толка, бережно хранимые и передаваемые от одного поколения кадет другому поколению;
  • складывающееся за 7 лет совместного обучения и проживания кадетское братство, как основа взаимоотношений между кадетами в стенах Кадетского корпуса и продолжающихся на протяжении всей последующей жизни.

 

 

Раздел №2.

Цель и задачи воспитания.

 

Одна из главных целей кадетского образования – это воспитание государственно-мыслящего человека (деятеля на каком-либо государственном или общественном поприще): патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны и республики; инициативного и самостоятельного гражданина с лидерской позицией; труженика, готового к высокопрофессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще; просвещенного, культурного, разумного и зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию; благородного и благопристойного мужчину и заботливого семьянина.

 

Военизированная составляющая кадетского образования, как комплексная ролевая игра, построенная на основах военной педагогики и армейского уклада жизни, адаптированная для подростков и юношей 12-18 лет, наполненная образцами-эталонами (правилами, нормами поведения и общения) и образцами- смыслами (заветами, традициями, символами и ритуалами); круглосуточное проживание в детском коллективе, необходимость выстраивания отношений и коммуникаций разного содержания и характера в различных ситуациях с ровесниками, старшими и младшими детьми и со взрослыми, что требует толерантности, принятия и понимания другого человека; интеграция воспитывающего потенциала учебно-познавательной деятельности, развивающей личность кадета деятельности.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Республики Дагестан и Российской Федерации.

Сформулированная на основе воспитательного идеала и базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) общая цель воспитания в общеобразовательной организации – создание благоприятных условий для личностного развития обучающихся, проявляющегося:

  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей усвоение социально значимых знаний;
  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям – развитие социально значимых отношений;
  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике – приобретение опыта осуществления социально значимых дел.

 

 

Определяемая таким образом цель объединяет усилия командиров-воспитателей и педагогов по развитию личности кадета и усилий самого кадета по своему саморазвитию; позволяет выделить в ней обязательные составляющие аспекты, а также определить приоритетность реализации каждого из них относительно возраста, то есть целевые приоритеты для каждого уровня общего образования.

Целевой приоритет основного общего образования – развитие социально значимых отношений, прежде всего, ценностных отношений, во многом определяющих жизненные цели, поступки, повседневную жизнь.

Целевой приоритет среднего общего образования – приобретение опыта осуществления социально значимых дел, то есть реальный, практический опыт, который приобретают старшеклассники, в том числе и в образовательном учреждении и который поможет им сделать правильный выбор дальнейшего жизненного пути и гармонично войти во взрослую жизнь окружающего их общества.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями кадет, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания, а лишь ориентирует командиров-воспитателей, педагогов, работающих с обучающимися конкретной возрастной категории, на то, чему предстоит уделять большее, но не единственное внимание.

Основываясь на данном идеале с учетом особенностей кадетского образования, определена модель личности выпускника Кадетского корпуса, которая понимается как некая базовая, гарантированная образовательным учреждением основа, развивающаяся благодаря индивидуальным усилиям и стараниям каждого кадета в достижении своих образовательных целей. В выделении социальных позиций и качеств их проявления учтены особые, приоритетные для кадетского образования и воспитания, наиболее социально- значимые знания, отношения и опыт:

Социальная

позиция

Проявление социальной позиции

 

 

Патриот

  • личностная ответственность за судьбу страны и РД;
  • сформированность личностных смыслов и ценностных отношений к Отечеству (патриотическое сознание), своей малой родине;
  • государственное мышление.

 

 

 

Гражданин

  • самостоятельность (умение ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, решать возникающие проблемы, достойно выходить из сложных ситуаций);
  • мобильность (адаптация к переменам на основе развитых способностей и потребностей к разнообразным формам познания, к творчеству, к сотрудничеству с другими людьми);
  • инициатива и лидерская позиция;
  • ответственность за свои слова и поступки.

 

 

 

Труженик

  • умение трудиться;
  • навыки и опыт самообслуживания;
  • профессиональная    готовность    к   служению    Отечеству    на гражданском и военном поприще.

 

 

Человек

  • разумность и социальная зрелость;
  • просвещенность;
  • внутренняя культура;
  • способность к жизнетворчеству и      созиданию окружающей действительности и самого себя.

 

 

Мужчина

  • благопристойность (соответствие требованиям приличия);
  • благородство    (высокая   нравственность,   самоотверженность, честность и открытость);
  • забота о близких;
  • способность быть главой семьи.

 

Выделенные общие подходы к определению цели и целевых приоритетов воспитания, цель кадетского образования, обозначенная модель выпускника Кадетского корпуса позволяют конкретизировать цель кадетского воспитания – создание благоприятных условий для личностного становления социальных позиций кадета, основанных на обретенных социально-ценностно значимых знаниях, отношениях и опыте.

Учтены ценностные отношения:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  • к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  • к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  • к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного и интересного учебного труда;
  • к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство и творческое самовыражение;

 

 

  • к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  • к окружающим людям, как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  • к Кадетскому корпусу, как ко второму дому, к близким по общему делу людям, значимым и важным для собственного личностного становления;
  • к самим себе, как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свои слова, дела и поступки, за свое собственное будущее.

 

Также учтен спектр полученного социального опыта:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • трудовой опыт, опыт участия в общественно-полезном труде;
  • опыт дел, направленных на пользу Кадетскому корпусу, своему родному городу/селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт природоохранных дел;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, опыт исследовательской и проектной деятельности;
  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации;
  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о младших или пожилых людях, волонтерский опыт;
  • опыт служения Кадетскому корпусу и Отечеству своими словами, делами и поступками.

Достижению поставленной цели воспитания способствует решение следующих основных задач:

  • реализовывать в воспитательной деятельности потенциал сотрудничества старших офицеров-воспитателей (командиров рот), офицеров-воспитателей (командиров взводов), классных руководителей;
  • использовать в воспитании кадет возможности школьного урока, ориентацию на самостоятельную и продуктивную учебно-познавательную деятельность кадет, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий;

 

 

  • использовать в кадетском сообществе воспитательные возможности как массовых мероприятий, устоявшихся и ритуально проводимых, так и ключевых дел, проводимых на основе их коллективного планирования, организации и анализа;
  • вовлекать кадет в разнообразную внеурочную деятельность, организуемую на основе программ дополнительного образования, реализовывать ее воспитательные возможности;
  • реализовывать воспитательный и развивающий черты мужского характера, облика, стиля поведения, взаимоотношений потенциал военизированной составляющей кадетского образования;
  • инициировать и поддерживать самоуправление в Кадетском корпусе, организованное на основе двух приоритетных и дополняющих друг друга подходов – авторитарного (младшие командиры Кадетского корпуса) и демократического (Коллегия кадетской чести);
  • организовывать экскурсии, экспедиции и походы, реализовывать их воспитательный потенциал;
  • организовывать профориентационную работу;
  • развивать предметно-эстетическую среду Кадетского корпуса, реализовывать ее воспитательные возможности;
  • использовать интегративный подход в реализации программ общего и дополнительного образования, имеющих целью подготовку кадет к военной и иной государственной службе;
  • распространять воспитательное влияние на организацию жизнедеятельности (проживание, питание, самообслуживание, распорядок и режим дня и т.д.);
  • организовывать работу с семьями кадет, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития кадет.

Планомерная реализация поставленных задач направлена на организацию в Кадетском корпусе интересной, содержательной, организационной и насыщенной жизни кадет и педагогов, что является мощным развивающим личность фактором и эффективным способом профилактики антисоциального поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 3.

Виды, формы и содержание деятельности.

Практическая реализация цели и сформулированных задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы Кадетского корпуса, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.

 

Модуль 1:

«Классное руководство»

(деятельность офицеров-воспитателей и классных руководителей).

 

В связи с тем, что кадеты в Кадетском корпусе не только получают основное и среднее общее образование, но и круглосуточно проживают (за исключением каникулярных дней), руководство деятельностью каждого классного коллектива (взвода) осуществляет офицер-воспитатель (командир взвода) и классный руководитель. Поскольку взводы объединены в кадетские роты, то воспитательные функции относительно всей кадетской роты и каждого входящего в неё взвода осуществляет старший офицер-воспитатель (командир роты). Все названные педагоги выполняют выделенные в Кадетском корпусе общие и специфичные для каждого воспитательные функции. Определяющим в этой деятельности является сотрудничество и сотворчество.

Организующим фактором является совместная разработка и реализация программы деятельности взвода во второй половине дня, включающей индивидуальную и групповую учебно-познавательную деятельность в рамках учебного плана, самоподготовку, внеурочную деятельность взвода (роты, корпуса) и иные формы внеурочной деятельности, а также организацию участия кадет в дополнительном образовании, организацию процессов жизнедеятельности.

 

Работа взвода направлена на:

  • реализацию разнообразных форм коллективной деятельности по направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и социальное.
  • проведение:
  • ключевых дел и мероприятий, интересных и полезных для личностного развития кадет с вовлечением в них как можно большего числа кадет, с предоставлением кадетам возможности самореализации в них, а взрослым демонстрировать образцы деятельности и поведения в обществе, способствовать установлению доверительных отношений в классном коллективе;
  • часов общения, как формы плодотворного и доверительного общения классного руководителя/воспитателя и кадет, основанного на принципах уважительного  отношения,  поддержки  активной  позиции  каждого  кадета,

 

 

предоставления возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

  • классных часов, как формы изучения, погружения тематического характера (тематические классные часы), определяемых на основе цели деятельности классного коллектива (взвода) на учебный год;
  • собраний, как формы организационно-аналитического характера, направленной на определение перспектив, планов, анализа результативности деятельности взвода.
  • планирование и анализ работы в текущем учебном году; индивидуальное планирование и анализ образовательной деятельности в учебный период; планирование и анализ результатов коллективного и индивидуального участия взвода в корпусных делах, конкурсах, проектах и т.п.; организация и анализ деятельности классного самоуправления.
  • организация:
  • выполнения кадетами правил, норм, законов, традиций Кадетского корпуса;
  • участия взвода в корпусных мероприятиях, делах, акциях, конкурсах и творческих проектах; оказание необходимой помощи кадетам в их подготовке, проведении и анализе;
  • самоподготовки кадет к урокам в рамках выполнения учебных задач и заданий, проектной деятельности;
  • игр и тренингов на сплочение и командообразование;
  • экскурсий, посещений, выездов, походов, экспедиций и т.п.;
  • ведения папки достижений взвода, отражающей его деятельность и его достижения через положения, планы, проекты, сценарии, фотографии, копии поощрительных документов.

 

Групповая работа с кадетами ориентирована на:

  • организацию и помощь в работе целевых групп: инициативной,

проектной,

творческой, актива взвода в рамках подготовки, проведения и анализа различных форм коллективной деятельности;

  • содействие в организации групповой учебно-познавательной деятельности с кадетами, имеющими повышенную мотивацию или имеющими проблемы в обучении;
  • сопровождение в решении появляющихся проблем группового характера: в учебе, в поведении, в освоении образовательных программ не на должном уровне и т.п.

 

Индивидуальная работа с кадетами включает:

 

 

  • изучение личностных особенностей кадета, его интересов, потребностей, способностей и одаренностей, особенностей семьи, познавательных мотивов и приоритетов;
  • отслеживание личностных результатов кадета и их динамики с использованием определенного инструментария в рамках соответствующей корпусной модели (наблюдение, диагностика, изучение);
  • поддержку кадета со стороны классного руководителя/воспитателя, организация поддержки учителей, педагогов-психологов, социального педагога и медицинских работников в решении важных для него или появившихся в конкретный период проблем (учебных, возрастных, социальных, коммуникативных, связанных со здоровьем, проблем выбора профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства и т.п.), когда каждая проблема трансформируется в задачу для кадета, которую он будет решать при соответствующей помощи;
  • содействие в определении кадетом индивидуального образовательного маршрута, программы, учебного плана и его реализации, ведении индивидуального портфолио, в котором не просто фиксируются учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в начале каждого учебного периода (удобнее – учебного полугодия) планируются, а в конце учебного периода анализируются достижения и успехи, выявляются проблемы и неудачи, определяются способы их преодоления;
  • помощь в коррекции поведения кадета через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями); через включение в проводимые педагогом-психологом тренинги общения; через включение в интересную для него деятельность, предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение во взводе; сопровождение кадета (особенно на уровне 7-8 классов) в выполнении ролевых позиций и функций самоуправления, наиболее успешного выполнения поручений и взятых на себя обязательств;
  • координация участия кадета в иных формах внеурочной деятельности, учебно-познавательной деятельности в рамках учебного плана, в объединениях дополнительного образования.

 

Работа с учителями-предметниками во взводе предполагает:

  • консультации, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между участниками образовательных отношений;
  • организацию так называемых «мини-педсоветов», при необходимости решения конкретных проблем взвода, интеграции воспитательных влияний на кадет, анализа процесса обучения и достигнутых предметных образовательных результатов;
  • проведение консилиумов, с включением представителей службы комплексного  сопровождения  по  оценке  достигнутых  метапредметных  и

 

 

персонифицированных личностных образовательных результатов кадет по завершении учебного года;

  • вовлечение учителей-предметников к участию во внутривзводных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания кадет.

 

Модуль 2:

«Школьный урок»

Реализация педагогами воспитательного и развивающего потенциала урока предполагает следующее:

  • - установление доверительных отношений между учителями и кадетами, способствующих позитивному восприятию кадетами требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через постановку проблем, использование занимательных элементов, интересных историй из прошлого и из жизни современников;
  • побуждение кадет соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителями и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания кадет к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально- значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • организацию:
  • предметных образовательных событий с целью развития познавательной и творческой активности кадет, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей кадет с разными образовательными потребностями и возможностями;
  • учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок – деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс-игра, турнир, викторина, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.);
  • групповой работы или работы в парах с целью обучения командной деятельности и взаимодействию с другими обучающимися, определению общей цели, для достижения которой каждый должен выполнить свою роль и внести индивидуальный вклад в общий образовательный продукт;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию:
  • этапов научного открытия, изобретения или способа деятельности, демонстрирующих  увлеченность,  высокую  познавательную  мотивацию  и

 

 

культуру ученых, их упорство, силу характера, умение отстаивать и реализовывать новый путь познания;

  • примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • перевода содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, анализ поступков людей, историй судеб;
  • комментариев происходящих в мире событий и исторических справок;
  • особенностей мужских образов в литературе; роли мужчин в истории, политике, науке; биографий выдающихся личностей, героев разных исторических эпох и событий;
  • применение на уроке интерактивных форм работы:
  • уроков-лабораторий с использованием частично поискового и исследовательского методов, проблемного обучения, ориентированных на открытие новых знаний на основе особым образом оформленного учебного материала, иногда выходящего за рамки школьной программы;
  • интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию (брейн-ринг, квест, игра-провокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация, игра-состязание), которые помогают поддержать мотивацию к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока, организации совместного поиска, взаимопомощи и взаимооценки кадет при решении учебных задач, дающей им социально значимый опыт сотрудничества;
  • дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
  • дискуссий, которые дают возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и обучающихся;
  • инициирование и поддержку на уроке:
  • исследовательской деятельности, что дает возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
  • проектной деятельности, ориентированной на определение и реализацию познавательного замысла, на получение значимого образовательного продукта;
  • самостоятельной поисковой деятельности (способа решения учебной задачи, способа разрешения выявленного противоречия, проблемы);
  • оценочной деятельности в разных формах: самооценки, взаимооценки, внешней оценки, экспертизы;

 

 

  • использования ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения: программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, онлайн-уроки, видеолекции, онлайн-конференции и другие цифровые образовательные ресурсы).

 

Модуль 3:

«Курсы внеурочной деятельности»

Курсы – одна из форм организации внеурочной деятельности кадет во второй половине дня, организованная в соответствии с возможностями Кадетского корпуса, способностями, одаренностями, потребностями и интересами кадет, направленная на:

  • познавательную деятельность - овладение социально-значимыми знаниями, развитие любознательности, привлечение внимания к экономическим, политическим, экологическим и гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих гуманистическое мировоззрение и научную картину мира;
  • художественное творчество - просоциальная самореализация, раскрытие творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, воспитание ценностного отношения к культуре и общее духовно-нравственное развитие
  • проблемно-ценностное общение - развитие коммуникативных компетенций, воспитание культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей;
  • туристско-краеведческая деятельность - воспитание любви к своей области, её истории, культуре, природе;
  • спортивно-оздоровительная деятельность - физическое развитие, развитие ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых;
  • трудовая деятельность - развитие творческих способностей, воспитание трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду; развитие самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда;
  • игровая деятельность - раскрытие творческого, умственного и физического потенциала, развитие навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

 

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности в кадетском корпусе происходит в рамках следующих ее видов:

  • художественное творчество - реализация курсов внеурочной деятельности: «Обучение игре на фортепиано», проведение конкурсов рисунков, стенной печати;
  • проблемно-ценностное общение - реализация курсов внеурочной деятельности: «История в лицах», «История развития права России», «Основы финансовой грамотности», классные часы, встречи с ветеранами и интересными людьми;
  • туристско-краеведческая деятельность: реализация курсов внеурочной деятельности: «Юный турист», походы, посещение музеев;
  • спортивно-оздоровительная деятельность - реализация курсов внеурочной деятельности «Баскетбол», «Волейбол», «Стрелковая подготовка», участие во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», реализация спортивных мероприятий;
  • трудовая деятельность - выполнение обучающимися мелкого ремонта мебели, оборудования, одежды, посильная работа на территории, расположенной рядом с Кадетским корпусом;
  • игровая деятельность - определение ролей обучающихся (командир отделения, заместитель командира взвода), ношение военной формы одежды, конкурс и рейтинг между взводами, ротами) и т.п.

Воспитание на занятиях курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • воспитательный потенциал специально отобранного содержания;
  • вовлечение кадет в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставляет им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально- значимые знания, развить в себе важные социально-значимые отношения, получить опыт участия в социально-значимых делах;
  • формирование в объединениях (кружках, секциях, клубах, студиях и т.п.) детско-взрослых общностей, в которых складываются доверительные отношения друг к другу и проявляются позитивные эмоции;
  • создание в объединениях правил, норм, традиций, задающих их участникам определенные социально-значимые формы поведения;
  • поддержку в объединениях кадет с ярко выраженной учебно- познавательной мотивацией, социальной активностью и лидерской позицией;
  • поощрение в объединениях детских инициатив и детского самоуправления.

 

 

Модуль 4:

«Самоуправление»

Самоуправление в Кадетском корпусе способствует воспитанию инициативности, самостоятельности, ответственности, трудолюбия, чувства собственного достоинства; предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, что готовит кадет к взрослой жизни и к профессиональной деятельности в государственных структурах. Это предопределяет наличие авторитарной и демократической структуры самоуправления. Поскольку кадетам не всегда требуется и не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, а также с целью приобретения опыта управленческой деятельности, отдельные формы самоуправления осуществляются совместно со взрослыми.

 

Совет вице-сержантов Кадетского корпуса – орган управления, в функции которого входит:

  • содействие осуществлению управленческих начал; развитие инициативы в работе коллектива; повышение самостоятельности корпуса в решении вопросов организации учебно-воспитательного процесса и финансово- хозяйственной деятельности;
  • участие в планировании внеурочной деятельности кадет (воспитательной и развивающей);
  • организация совместных классных и корпусных праздников, познавательных мероприятий, игр, походов, поездок и экскурсий;
  • участие в защите прав детей на уважение их человеческого достоинства, здоровье и безопасность;
  • участие в общественном контроле качества питания кадет, медицинского обслуживания, обеспечения комплексной безопасности;
  • организация благотворительных акций, в которых принимают участие кадеты;
  • координация деятельности классных активов;
  • участие    в   подготовке    и   проведении    лекториев,    собраний,    встреч    с интересными людьми;
  • участие в работе ученических конференций города, региона
  • организация деятельности «Школы младших командиров».

 

Коллегия кадетский чести – выборный орган самоуправления, в функции которого входит:

  • организация жизнедеятельности коллектива корпуса на основе взаимодействия коллективов рот, взводов, вовлечение кадет в активную жизнь корпуса;
  • защита прав и представление интересов кадет в различных конфликтных ситуациях;

 

 

  • разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений против установленных правил и порядка в корпусе;
  • проведение просветительской деятельности;
  • принятие участия в организации и проведении основных, традиционных культурно-массовых и спортивных мероприятиях, предусмотренных планом воспитательной работы корпуса на учебный год во взаимодействии с педагогами организаторами и педагогами дополнительного образования;

Коллегия кадетской чести имеет право:

  • в качестве мер общественного поощрения ходатайствать перед дирек- тором корпуса о следующих видах поощрений:
  • объявление благодарности;
  • награждение грамотой;
  • награждение фотографией у развернутого Знамени корпуса;
  • снятие, ранее наложенного общественного порицания (досрочно).
  • В качестве мер общественного воздействия может:
  • указать на несоблюдение требований (с их конкретизацией) Кодекса ка- детской чести;
  • объявить товарищеское предупреждение;
  • объявить общественное порицание;
  • объявить общественный выговор;
  • ходатайствовать о применении к нарушителю других взысканий, преду- смотренных локальными актами корпуса.

 

Индивидуальное самоуправление:

  • управление своей собственной деятельностью, поведением, общением и эмоциями;
  • волевая саморегуляция;
  • личная ответственность за свои слова, дела, поступки;
  • разработка,     реализация     и   анализ    индивидуальных      образовательных маршрутов, программ и учебных планов;
  • реализация возложенных или взятых на себя управленческих функций в какой-либо деятельности, в органах самоуправления.

 

Модуль 5:

«Профориентация»

Совместная     деятельность     командиров-воспитателей, педагогов   и кадет по                                 профориентационной работе включает в себя:

  • профессиональное просвещение;
  • диагностику и консультирование по проблемам профориентации;
  • организацию профессиональных проб.

 

 

Задача совместной деятельности – подготовить кадет к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Самой организацией деятельности Кадетского корпуса осуществляется ориентация и подготовка к военной, иной государственной службе, к педагогической деятельности:

  • циклы профориентационных классных часов, направленных на знакомство сособенностями интересующих кадет профессий;
  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку косознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры - деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), которве расширяют знания о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной для кадет профессиональной деятельности;
  • экскурсии в воинские части, на предприятия города, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических

профориентационных парков, дней открытых дверей в высших учебных заведениях;

  • изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет - просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков;
  • индивидуальные консультации педагогов-психологов по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
  • освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, курсов дополнительного образования;
  • организация деятельности групп, ориентированных на военную службу, на службу в иных силовых структурах государства, с привлечением ресурсов профильных вузов.

 

Модуль 6:

«Работа с родителями (законными представителями)»

Работа с родителями (законными представителями) кадет осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и Кадетского корпуса. Данная работа в Кадетском корпусе еще более значима, поскольку кадеты проживают вне семьи, родители

 

 

(законные представители) находятся в разной территориальной удаленности и имеют разные возможности посещения Кадетского корпуса.

Работа с родителями (законными представителями) отражает:

  • регулярное информирование родителей (законных представителей) о жизни учебного взвода, о достигнутых успехах и выявленных проблемах кадет;
  • организация родительских собраний корпуса, кадетских рот, взводов, происходящих в режиме погружения в выбранную образовательно- воспитательную тему, обсуждения достигнутых успехов и наиболее острых проблем обучения и воспитания кадет;
  • содействие организации работы родительского комитета взвода, корпуса, участвующего через своего представителя в управлении Кадетским корпусом, в решении вопросов воспитания и обучения кадет;
  • вовлечение членов семей кадет к организации и проведению ключевых дел, к разработке и реализации совместных творческих проектов и дел;
  • организация семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение взрослых и детей, семьи и Кадетского корпуса;
  • организация экскурсий, посещений, выездов, походов, организуемых в том числе с участием родителей (законных представителей);
  • вовлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинаров воспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания, самостоятельному изучению соответствующей литературы;
  • индивидуальная работа с родителями (законными представителями) по разрешению появляющихся проблем в учёбе и жизнедеятельности кадет, в выполнении ими установленных правил, норм, требований;
  • помощь в регулировании отношений между родителями (законными представителями), кадетами, администрацией и учителями-предметниками, в достижении взаимопонимания и сотрудничества;
  • организация переговорных площадок с целью конструктивного решения возникающих проблем или конфликтов с участием заинтересованных лиц;
  • тематические консультации педагогов-психологов, учителей- предметников, командиров кадетских подразделений, классных руководителей, членов администрации Кадетского корпуса, приглашенных медицинских, социальных работников, представителей правоохранительных органов, иных специалистов;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;

 

 

  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей, предотвращения конфликтных ситуаций.

 

Модуль 7

«Ключевые дела и мероприятия»

Для Кадетского корпуса характерно сочетание мероприятий, которые проводятся на основе соответствующего отработанного ритуала, закрепленного сценарным планом проведения, и ключевых дел, коллективно разрабатываемых, планируемых, проводимых и анализируемых, дел – творческих, интересных и значимых для педагогов и кадет, объединяющих всех в единое сообщество. В Кадетском корпусе используются следующие формы работы.

Вне Кадетского корпуса:

  • творческие проекты – представления, творческие отчеты, мастер- классы, презентации, проводимые для жителей города и открывающие возможности для творческой самореализации кадет;
  • участие в мероприятиях и акциях городского, республиканского и всероссийского уровней, посвященных значимым отечественным и международным событиям;
  • участие в военно-спортивных и спортивных соревнованиях, играх и состязаниях городского и республиканского уровней.

На уровне г.Дербента и РД площадки учреждений-партнеров:

На протяжении многих лет Кадетский корпус взаимодействует с учреждениями-партнёрами: Первый Дагестанский кадетский корпус, Морская кадетская школа-интернат г.Каспийск.

Сложилась система сотрудничества с Муниципальным бюджетным учреждением «Музыкальная школа» г. Дербента. Кадеты посещают занятия игры на музыкальных инструментах. Гордостью Кадетского корпуса является духовой оркестр.

Также плодотворное сотрудничество сложилось с городским Дворцом Детского и Юношеского творчества (ДДЮТ): проводятся совместные встречи, связанные с празднованием знаменательных дат, участие кадет в концертах, посвящённых знаменательным событиям и праздникам.

В кадетском корпусе налажены партнёрские связи с отделом военно-комиссариата РД по г.Дербент, Дагестанские Огни и Дербентскому району, ДОСААФ, войсковой частью 2454 «В» «Дербентский Краснознаменный Пограничный отряд», В/Ч Национальной гвардии, подразделениями Каспийской Флотилии, созданы условия для участия кадет в волонтёрском движении «Юнармеец».

Сложилось плодотворное сотрудничество с ветеранскими организациями города и дербентского района. Это осуществляется через регулярные встречи ветеранов с кадетами на традиционных мероприятиях, проводимых в корпусе. Ветераны являются постоянными участниками на празднике начала учебного года «Дне знаний»,  принятии  торжественной  клятвы  кадетами, 

 

 празднованию Дня защитника Отечества, Последнему звонку и др. Также ветераны проводят с кадетами беседы, значимые для воспитания подрастающего поколения.

Главным итогом взаимодействия с ветеранскими организациями становится осознание кадетами традиционных ценностей современных офицеров, готовых брать на себя ответственность за судьбу страны и республики. Воспитанники видят перед собой пример государственного мыслящего человека, преданного своей стране.

На уровне Кадетского корпуса:

  • праздники, концерты, представления, презентации творческих коллективов, театрализации): День Знаний, День Учителя, Новогодний праздник, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, Дни Воинской Славы России, День призывника, День пограничника, Последний звонок и др.
  • церемонии: церемония посвящения, символизирующая приобретение каждого обучающегося, поступившего в Кадетский корпус, нового социального статуса – кадета, включающая ритуал принятия Кадетской клятвы; церемония награждения кадет и командиров-воспитателей, педагогических работников за активное участие в жизни Кадетского корпуса, защиту чести Кадетского корпуса в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;
  • конференции: научно-практическая конференция – защита учебно- исследовательских  работ  кадетами;  защита  итоговых  индивидуальных

проектов на уровне классных коллективов учебных взводов;

  • корпусные конкурсы с участием взводов: конкурс на лучшую тематическую стенную газету; конкурс оформления классных кабинетов, исполнение ротной строевой песни, статен в строю-сил в бою.

На уровне взвода:

  • организация мероприятий и ключевых дел в соответствии с планом деятельности взвода, представлена подробно в модуле «Классное руководство»;

На индивидуальном уровне кадета;

  • участие в делах взвода в одной из возможных ролей: инициатора, сценариста, постановщика, организатора, исполнителя, ведущего, декоратора,

   музыкального      редактора,     корреспондента,      ответственного      за    костюмы     и оборудование, ответственного за приглашение и встречу гостей и т.п.;

 

  • освоения навыков подготовки, проведения и анализа мероприятий и

 

дел;

 

 

  • реализация личностного творческого потенциала, способностей и

 

одаренностей кадета;

  • выстраивание отношений со сверстниками, старшими и младшими, с командирами-воспитателя, педагогическими работниками и другими взрослыми в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • коррекция поведения и/или действий посредством включения в совместную работу с другими кадетами;
  • предложения взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

 

Модуль 8

«Основы кадетского воспитания».

Для современных кадетских корпусов России специально выделено особое содержание воспитания, основанное на знании истории развития российского кадетского образования в дореволюционный период и имеющих непреходящую ценность и значимость для воспитания кадет конца 20-го и начала 21-го века.

Изучение, постижение смысла заветов, традиций, символов, ритуалов и нравственных основ, на которых зиждется кадетское воспитание, является основанием гражданского становления, жизненного мировоззрения кадета, определяющего его будущее профессиональное служение Отечеству на военном или ином государственном поприще.

Заветы и традиции:

  • изучение, толкование, выявление глубокого смысла и следование заветам – мудрым наставлениям, обобщениям жизненного опыта, предлагающим молодому поколению образцы для осмысления и построения собственной жизни, для определения ее нравственных устоев и духовного наполнения, к которым следует отнести заветы юношеству великих воинов Земли русской (поучения Владимира Мономаха; заветы Александра Невского, Дмитрия Донского, Михаила Кутузова; завещания Суворова А.В. русским воинам); нравственные ориентиры кадета определены в заветах и заповедях Великого Князя Константина Константиновича, 15 лет руководившего деятельностью кадетских корпусов императорской России;
  • соблюдение традиций, как установившихся обычаев, узаконенных самим кадетским сообществом, пропитанным глубоким патриотизмом, и готовностью служить Отечеству, среди которых; проведение парадов в честь погибших во славу Отечества: у могил воинов, у памятников погибшим воинам; включение в списки Кадетского корпуса имен погибших героев, которые присвоены Кадетскому корпусу (кадетским ротам, взводам), имен погибших при

 

 

выполнении боевых заданий кадет-выпускников Кадетского корпуса, которые называются первыми на вечерней перекличке, а в ответ звучит: «Погиб во славу Отечества»; преклонение перед российской воинской славой, знание истории Российской армии, истории кадетского образования и истории Кадетского корпуса; знание имен и биографий прославивших Россию героев;

  •  ценностных отношений, представляющих собой неписанный кодекс внутренней      жизни      Кадетского      корпуса      и      определяющих      основы взаимоотношений   кадет,   а   именно:   товарищество,   основанное   на   взаимном уважении:    отношение    к    старшим    кадетам    с    уважением    и    почтением; покровительство  и  опека  младших  кадет,  болезненно  переживающих  отрыв  от семьи;   дружба,   основанная   на   поддержке   своих   товарищей   в   стремлении следовать   установленным   правилам,   нормам,   требованиям;   в   преодолении трудностей;  в  разрешении  проблем  и  при  этом  в  готовности  высказать  в  лицо осуждение   их   неблаговидных   поступков   или   недостойный   речей;   умение подчиняться прежде, чем получить право командовать; гордость за звание кадета и за свой родной Кадетский корпус;
  • воспитание в себе воли – значит умения принимать решения и брать на себя ответственность за их выполнение; как проведение традиционных корпусных мероприятий и традиционное участие кадет в массовых мероприятиях иного уровня патриотического толка, оборонно-спортивного характера, художественно-культурного направления: строевые смотры; торжественные построения; торжественные парады; публичные выступления и спортивные состязания, которые посвящаются знаменательным датам, дням воинской славы, ознаменуют важные события государственного и корпусного значения.

Нравы и манеры:

  • постижение сущности и смысла нравов – общественно значимых принципов, помогающих становлению духовности и нравственности; в воспитании кадет выделяют три нравственных блока: порядочность и честь, облик и поведение, дружба и товарищество, которые нашли своё отражение в постулатах «Клятвы кадета», «Кодекса Чести российского кадета», «Заветах кадет», «Заповедях товарищества»;
  • соблюдение хороших манер – правил хорошего тона, этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, специфических знаков внимания младших к старшим, мужчины к женщине; эти правила как часть общих нравов должны пронизывать всю жизнь в кадетском корпусе.

Символы и ритуалы:

  • знание     и    почитание:     государственной      символики     и    символов Республики Дагестан;
  • кадетской символики страны и г.Дербент, которую представляют:
  • Кадетская клятва
  • кадетская эмблема, кадетский флаг, кадетская форма, кадетский строй

 

 

  • корпусной символики:
  • Корпусное знамя
  • корпусной герб
  • корпусной знак корпусной шеврон
  • имя героя, присвоенное Кадетскому корпусу (ст.лейтенант В.А.Эмиров)
    • соблюдение     ритуалов    –   регулярно     и   одинаково    повторяющихся церемоний;
    • проведения наиболее значимых для Кадетского корпуса событий:
  • принятие Кадетской Клятвы
  • передача Корпусного знамени
  • проведение строевого смотра
  • присвоение кадетских званий младшим командирам
  • разводы на занятия, вечерние поверки и др.

Вера и верования:

  • изучение, понимание, постижение православной культуры и православной нравственности как основы российской культуры и российского общества;
  • приобщение к православной культуре – это обращение к общечеловеческим ценностям, не требующее религиозной самоидентификации и не препятствующее свободному мировоззренческому самоопределению кадет, а воспринимаемое ими как неиссякаемая кладезь нравственно-ценностных смыслов и нетленных законов бытия;
  • понимание и постижение смысла верований – класса идей, которые являются своеобразным осадком исторического и вообще жизненного опыта всего российского народа: главным верованием является вера в Россию, её особую миссию, в её особенное предназначение, что является своего рода фундаментом Российской государственности.

 

Инструментальные концепции – это толкование, обсуждение тенденций и аспектов, выделение основополагающих идей современных концепций в области политики, экономики, социологии, технологии, чтобы молодые люди могли разбираться в том, что происходит в стране и в мире, учились анализировать исторические, политические и экономические процессы. Такая работа даст общую подготовку, хорошую базу для правильного анализа проблем, которые могут возникнуть в жизни у государственных людей.

 

Модуль 9

«Военная составляющая кадетского образования».

Военная составляющая кадетского образования – это комплексная ролевая игра, построенная на основах военной педагогики и армейского уклада жизни,

 

адаптированная для подростков-юношей 12-18 лет, наполненная своеобразным содержанием воспитания, образцами-эталонами (правилами, нормами поведения и общения), образцами-смыслами (заветами, традициями, символами, ритуалами), освоение и присвоение которых способствует становлению дисциплинированного и ответственного мужчины, гражданина, патриота. В данном модуле выделены лишь основополагающие аспекты военной составляющей.

 

Использование для субъектов военизированной составляющей:

  • специальных названий:
  • воспитанники – обучающиеся с момента зачисления в Кадетский корпус до принятия Кадетской клятвы;
  • кадеты – обучающиеся, принявших Кадетскую клятву;
  • помощники воспитателей;
  • офицеры-воспитатели – командиры кадетских подразделений;
  • офицеры-руководители – руководители, осуществляющие общее руководство кадетами и офицерами-воспитателями: директор Кадетского корпуса, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе; заместитель директора по административно-хозяйственной части;
    • специальных должностей:
  • старшина роты;
  • заместитель командира взвода;
  • командир отделения;
    • специальных званий офицеров-руководителей, офицеров- воспитателей, помощников воспитателей и кадет.

Для всех субъектов в рамках военной составляющей определены права и обязанности, должностные обязанности, а также выделены особенности их взаимоотношений.

Командир роты (старший воспитатель)  отвечает за поддержание дисциплины и внутреннего порядка, за безопасность и сохранение здоровья воспитанников; организует подъём воспитанников, утренний осмотр кадет (контролирует соблюдение правил личной гигиены и правил ношения форменной одежды), организует и проводит утреннюю зарядку, сопровождает кадет и обеспечивает дисциплину в столовой, сопровождает в учебный корпус на занятия, занимается с личным составом роты по строевой и физической подготовке. Командир роты проводит индивидуальную воспитательную работу с кадетами, особенно с детьми из неполных семей и опекаемых. Также старший воспитатель взаимодействует с законными представителями обучающихся, учителями-предметниками, организуют различные мероприятия и внеурочную деятельность кадет.

Командир взвода отвечает за поддержание дисциплины и внутреннего порядка, за безопасность и сохранение здоровья воспитанников, организует самостоятельное  выполнение  домашней  работы  с  кадетами,  работает  с

 

 

родителями и законными представителями обучающихся. Воспитатель с классным руководителем проводит классные часы, родительские собрания, организует досуговую деятельность (походы в театр, музеи, экскурсии и праздничные мероприятия). Командир взвода сотрудничает с другими педагогами в решении воспитательных задач, организует работу по недопущению правонарушений кадетами и формированию безопасной образовательной среды. Воспитатель дополнительно организует физическую подготовку воспитанников к сдаче норм ГТО.

Старшина (помощник воспитателя) является материально- ответственным лицом, отвечающее за ротное имущество, состояние форменной одежды, санитарное состояние спального помещения, мебели, обеспечивает хозяйственно-бытовую деятельность роты.

Соблюдение внутреннего порядка:

соблюдение распорядка дня: режима дня и порядка выполнения основных видов и форм деятельности кадет, включая: утреннюю физическую зарядку, уход за внешним видом, утренний осмотр, прием пищи, учебную деятельность, самоподготовку, занятия внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, личное время, вечернюю прогулку, вечернюю поверку и сон; особые порядки: порядок прибытия и убытия кадет; порядок действия наряда; порядок посещения кадет родителями (законными представителями).

Применение поощрений и дисциплинарных взысканий:

  • перечень мер индивидуального поощрения кадет:
  • объявление благодарности перед строем взвода;
  • объявление благодарности перед строем роты;
  • объявление благодарности перед строем Кадетского корпуса;
  • награждение Благодарственным письмом;
  • награждение Почетной грамотой;
  • награждение личной фотографией на фоне развернутого Корпусного знамени;
  • направление       Благодарственного         письма      родителям       (законным представителям) кадета от лица директора кадетского корпуса;
    • перечень мер дисциплинарных взысканий кадет:
  • устное замечание командира отделения;
  • устное замечание заместителя командира взвода;
  • устное замечание старшины курса;
  • устное замечание командира взвода;
  • устное замечание командира роты;
  • устный выговор заместителя директора по воспитательной работе;
  • письменное замечание и выговор, объявленный приказом директора кадетского корпуса;

 

 

 

              -отчисление из кадетского корпуса.

Предусмотрен порядок поощрения кадет, порядок применения и снятия мер дисциплинарного взыскания, а также полномочия должностных лиц по их применению.

 

Модуль 10

«Экскурсии, экспедиции, походы».

Экскурсии, экспедиции, походы помогают кадетам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной и природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально-одобряемого поведения в различных жизненных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях и в походах создаются благоприятные условия для воспитания самостоятельности и ответственности, формирования навыков самообслуживания, обучения рациональному использованию своего времени и сил.

Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • регулярные экскурсии, походы выходного дня, организуемые во взводах воспитателями, классными руководителями и родителями: в музей, на выставки, на предприятия города, на природу;
  • слёты с участием команд, соревнование по спортивному ориентированию, участие в городских конкурсах «Школа безопасности» и т.п.
  • литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогами для углубленного изучения биографий известных людей, произошедших исторических событий, имеющихся природных и историко- культурных ландшафтов, флоры и фауны.

 

Модуль 11

«Организация предметно-эстетической среды».

Предметно-эстетическая среда и ее грамотная организация обогащает внутренний мир кадет, способствует формированию чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, способствует позитивному восприятию Кадетского корпуса и организуемой деятельности. Она несет:

  • ценностно-смысловую нагрузку – создание особого уклада и духа кадетского корпуса, основанного на приоритетных ценностях: любви к Родине, готовность к служению Отечеству и опыт служения своими словами, делами,

 

 

поступками, который получают кадеты в период своего особым образом выстроенного детства – детства в погонах;

  • социальную нагрузку – коллективный способ жизнедеятельности, основанный на уважении к другим (почитании старших, помощи младшим), на глубоком смысле кадетского братства.

Оформление интерьера помещений Кадетского корпуса, исходя из его предназначения, осуществляется в строгом стиле и в соответствии с тематикой экспозиций:

  • государственная, республиканская, кадетская и корпусная символика;
  • история Кадетского корпуса; портреты выдающихся выпускников кадетских корпусов императорской России, полководцев, деятелей науки и искусства;
  • размещение фото-экспозиций, отражающих жизнь кадетского корпуса;
  • стенды,     экспозиции,     отражающие      интеллектуальные,       спортивные, творческие успехи и достижения кадет;
  • Доска почета Кадетского корпуса, на которой размещены фотографии лучших педагогических работников и кадет;
  • благоустройство     классных    кабинетов и спальных       расположений,     их оформление в соответствии с требованиями;
  • элементы событийного дизайна – оформление определенного пространства по теме проведения конкретных событий (праздников, знаменательных дат и т.п.);
  • акцентирование внимания посредством элементов предметно- эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на ценностях Кадетского корпуса, его традициях, правилах, нормах;
  • размещение тематической стенной печати: стенгазет, плакатов, боевых листков.

 

Модуль 12

«Дополнительное образование».

Важной составляющей кадетского компонента является система дополни- тельного образования, главная цель которой – получение кадетами разносторон- них знаний, умений, навыков, сверх основных общеобразовательных программ.

Исходя из своего предназначения и особенностей организации образовательной и воспитательной деятельности, Кадетский корпус должен обеспечить самостоятельно или с привлечением ресурсов иных организаций:

  • обучение кадет по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку к военной или иной государственной службе;

 

 

  • развитие способностей и одаренностей кадет в различных сферах деятельности, удовлетворение потребностей кадет в занятиях интересующим их делом.

 

Образовательные       программы, реализуемые в Кадетском корпусе в рамках дополнительного образования:

  • секция мини-футбола;
  • секция рукопашного боя;
  • секция вольная борьба;
  • секция волейбола;
  • секция баскетбола;
  • секция легкая атлетика;
  • секция настольный тенис;

- кружок шашки, шахматы«Юный шахматист»;

  • кружок «Коллективное музицирование (духовой оркестр)»
  • кружок «Театральная студия «Кадет»;

 

Цель этих программ – создать ситуации успеха у кадет, способствовать раскрытию их творческих и спортивных способностей, формировать чувство от- ветственности за коллектив и дружеской поддержки, уважение к народным тра- дициям.

 

 

Раздел № 4.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в Кадетском корпусе воспитательной работы осуществляется по выделенным направлениям и проводится с целью выявления основных возникающих проблем воспитания и последующего их решения.

Направления самоанализа воспитательной работы (для работы классных руководителей и воспитателей):

  • Сохранение контингента
  • Воспитательные мероприятия
  • Сотрудничество взвода с учреждениями города
  • Результаты диагностики педагога-психолога
  • Лекционно-образовательная деятельность для родителей
  • Ведение отчетной документации

Самоанализ осуществляется ежегодно силами руководящих и педагогических работников Кадетского корпуса, выступающих в качестве экспертов.

Основными принципами, на основе которых экспертами осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:

  • принцип гуманистической направленности, ориентирующий на уважительное отношение как к кадетам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
  • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между кадетами и педагогическими работниками;
  • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на

использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (воспитателей, классных руководителей): грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с кадетами деятельности;

  • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития кадет, ориентирующий на понимание того, что личностное развитие кадет

– это результат как социального воспитания (в котором Кадетский корпус участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития.

 

Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития кадет.

Результаты воспитания, социализации, саморазвития кадет как личностные образовательные результаты выделены в основных образовательных программах основного и среднего общего образования Кадетского корпуса. Для осуществления анализа достижения данных результатов определены критерии, используемый инструментарий, формат фиксации (таблица № 1):

 

 

Таблица № 1

Объекты оценки

Содержание оценки

Методы оценки

Российская гражданская идентичность

Патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа

России

  • Педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, опросы.

 

  • Диагностика состояния здоровья воспитанников через углублённые медицинские осмотры и прохождение допризывной военно- врачебной комиссии.

 

  • Тесты школьной тревожности.

 

  • Анкеты школьной мотивации.

 

  • Диагностики уровня воспитанности.

 

  • Портфолио обучающегося как индивидуальная папка кадета, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в корпусе.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

самообразованию

Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем

Способность к нравственному самосовершенствованию,

веротерпимость, уважительное

отношение к религиозным чувствам других людей, знание основных норм морали, нравственных, духовных

идеалов

Сформированность целостного мировоззрения

Представление о современном

уровне развития науки и общественной практики

Осознанное, уважительное и доброжелательное

отношение        к

другому

человеку

Готовность и способность вести диалог с другими людьми

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и

сообществах

Участие в корпусном самоуправлении и общественной жизни, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения

Сформированность ценности здорового и безопасного образа

жизни

Использование правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, правил

здорового образа жизни

Развитость эстетического

сознания

Способность понимать художественные произведения, проявление активного отношения к

традициям художественной культуры

Сформированность основ экологической культуры

Готовность к исследованию природы, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям

туризмом

 

 

Осуществляется анализ классным руководителем, воспитателем (командиром взвода), при участии старшего воспитателя (командира роты) и заместителя директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей и воспитателей.

Дополнительным аспектом анализа является динамика личностного развития кадет каждого взвода на основе изменения их личностных образовательных результатов.

 

Состояние организуемой в Кадетском корпусе совместной деятельности кадет и педагогов.

Главным критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно-насыщенной и личностно- развивающей совместной деятельности кадет и педагогов.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями (законными представителями), хорошо знакомыми с деятельностью Кадетского корпуса.

Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности кадет и педагогов являются: беседы с кадетами, педагогами, лидерами ученического самоуправления, родителями (законными представителями) кадет; при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей и воспитателей.

Анализ состояния организуемой совместной деятельности проводится по выделенным аспектам и показателям качества их реализации (Таблица №2):

 

Таблица № 2

аспект

показатели

Качество совместной деятельности классных руководителей, воспитателей и их взводов

  • согласованность действий;
  • соответствие плана деятельности взвода требованиям к нему предъявляемым;
  • качество реализации плана деятельности взвода.

качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков

  • развивающее содержание;
  • развивающие технологии, методики, приемы;
  • разнообразие форм и продуктивность сотрудничества;
  • результативность;

качество проводимых корпусных

мероприятий и ключевых дел

  • целесообразность;
  • качество содержания и форм организации деятельности;
  • активность участников;
  • результативность;

качество организуемой внеурочной

деятельности

качество работы с содержанием

кадетского воспитания

  • использование в деятельности всех выделенных аспектов;
  • знание и понимание смысла выделенных аспектов;

качество реализации военной

составляющей

 

 

качество действующего ученического

самоуправления

- организация деятельности органов самоуправления; -

продуктивность и результативность деятельности;

качество проводимых экскурсий,

экспедиций, походов

  • разнообразие форм;
  • целесообразность проведения;
  • качество содержания;
  • результативность;

качество профориентационной работы

качество организации предметно- эстетической среды

  • насыщенность;
  • эстетика;
  • отражение главных постулатов кадетского корпуса;
  • отражение главных событий;

качество организуемого

дополнительного образования

- результативность освоения программ;

качество взаимодействия Кадетского

корпуса и семей кадет

  • разнообразие и продуктивность форм;
  • согласованность позиций и действий.

 

 

Итогом самоанализа организуемой в Кадетском корпусе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

 

 

 

Заместитель директора по

воспитательной работе                                               Абдуллаев Д.Ш.